КАРАБАХСКИЕ КОНИ - ГОРДОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА
Журнал 09.04.2017

КАРАБАХСКИЕ КОНИ - ГОРДОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

Чем реже что-то встречается в природе, тем оно ценнее, и тем больше необходимо применять усилий для его сохранения. Это правило, как нельзя лучше описывает положение одного из прекраснейших животных нашей страны – карабахской лошади. Пламя войны, охватившее Карабах в конце прошлого века, уничтожило огромное количество исторических и культурных ценностей нашего народа и чуть было не погубило кеглянов – так называли на родине этих красивых, невысоких и очень изящных лошадей карабахской породы.

 

 

Когда в 19 веке их увидели русские конезаводчики, они были полностью уверены, что кегляны являются потомками арабских скакунов, настолько пленили их благородство и стать карабахских лошадей. На самом деле, произошли они от туркменской (ахалтекинской) лошади – самой древней культурной породы. И если легендарные ахалтекинцы были приспособлены для пустыни, то кегляны были детьми гор. Места для разбега у них не было, всю жизнь они проводили на узких, сложных горных тропах, в результате став намного компактнее.

 

 

А ведь когда-то их предки были огромными, об их могуществе писали прославленные древние греки - Геродот и Опиан. Они восхищались так называемыми «нисейскими» лошадьми, обитающими в Мидии на огромной равнине Нисайон. Древние персы называли их также «парфянскими лошадьми» и доподлинно известно, что именно эти лошади были прямыми предками современных ахалтекинцев, а соответственно и кеглянов.  Сохранив от ахалтекинцев золотую масть «сарыляр», нежность кожи и шелковистую шерсть, кегляны переняли от древних нисейских коней силу и выносливость. Два последних фактора сыграли решающую роль в средние века, когда из кеглянов стали формировать конные отряды. Сефевиды, будучи грамотными правителями и хорошими тактиками, запретили вывоз местных лошадей за пределы государства. Они знали, что путем селекции с использованием кеглянов, можно было получить новые породы мощных верховых лошадей, используемых в бою.

 

 

В самом Карабахе, наоборот, крайне трепетно относились к чистоте породы. Основными заводчиками, а заодно и хранителями чистопородных лошадей были карабахские ханы. На свои заводы они не допускали сторонних лошадей и делали все, чтобы кегляны были максимально приближены к природной среде, со всеми ее невзгодами и катаклизмами. В результате выживали самые сильные, конституционально здоровые лошади, которые могли дать хорошее потомство.

 

 

Ханы настолько любили своих лошадей, что считали их Божиим даром и отказывались ими торговать, позволяя себе лишь изредка дарить кеглянов в знак особой признательности. Так они оказались во владении карабахских беков, в числе которых были Рустам-бек Бехбудов, Бахадур-бек, Шамиль-бек, Джавад-бек и Селим-бек Адигёзаловы, Селим-бек Рустамбеков, Фаррух-бек Везиров и др.

 

 

После присоединения Карабаха к России и смерти Ибрагим хана поголовье кеглянов стало уменьшаться. Наследник Ибрагима – Мехтигулу хан раздарил своих лучших лошадей перед побегом в Иран. Ситуацию спасло вмешательство его дочери – знаменитой поэтессы Хуршидбану Натаван. Она не только активно занималась развитием коневодства на территории Карабаха, но и посылала кеглянов на международные выставки. Оттуда лошади возвращались на родину с медалями и высокими оценками лучших специалистов. Такое внимание к карабахским лошадям не могло остаться незамеченным русскими властями. Несмотря на то, что в середине 19 века на территории одной только Шуши было 11 конезаводов, они решили создать в Гяндже (тогдашнем Елисаветполе) новый рассадник, где собрали отборных карабахских кобыл. Однако у них не хватало чистопородных самцов кеглянов и тогда Натаван отдала им не только двадцать своих кобылиц, но и своего лучшего жеребца-производителя Джейрана.

 

Кегляны настолько полюбились русским чиновникам, проходившим службу на Кавказе, что они не только сами разъезжали на карабахских жеребцах, о чем кстати писал Александр Пушкин в своих путевых заметках, но и массово вывозили их в Россию, в том числе для Императорского Двора. Именно благодаря кеглянам окончательно сформировалась донская лошадь, также они участвовали в совершенствовании кабардинской, ростопчинской, стрелецкой пород.


                                                     

 

Карабахские лошади имели огромное значение для коневодства Кавказа, они были также важны, как английские чистокровные в Европе. Да и в самом Азербайджане кегляны повлияли на местных лошадей, образовав со временем породу «делибоз». Весь 20 век Карабах переживал потрясения, войны, захваты, то же испытывали и карабахские лошади. Смешавшись с обычными лошадьми, они потеряли свою породность, и лишь немногим истинным кеглянам удалось передать свои гены.


   

 

В Агдаме в 1949 году был создан конный завод, где был лишь один карабахский жеребец Султан, другие же самцы были чистокровными арабскими. Через три года шесть типичных карабахских лошадей были представлены на выставке в Москве. В 1956 году правительство СССР подарило выращенного на Агдамском заводе буланого жеребца по кличке Заман британской королеве Елизавете II. Не только Великобритания, но и Германия, Голландия, Швейцария, Италия, Франция стали обладателями кеглянов в 80-е годы прошлого столетия.  А затем пришла война и завод в Агдаме, как и весь город, был оккупирован армянами. К счастью, конезаводчикам удалось вывести накануне лошадей.

 

 

Сегодня их численность очень мала, кеглянов охраняет закон, их нельзя экспортировать. Кроме двух государственных заводов, карабахских лошадей разводят частные предприятия, по оценкам специалистов в стране сейчас около 200 кеглянов. Они – единственные представители своего благородного рода. Когда-нибудь кегляны обязательно вернутся на родные просторы Карабаха… 

 

Сабина Туманская 


Теги: КАРАБАХСКИЕ КОНИ ГОРДОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

КУДА ПОЙТИ С ДЕТЬМИ В БАКУ?

Места в деталях ВСЕ МЕСТА